Однажды слугу гениального испанского драматурга Лопе де Вега спросили: «Над чем сейчас работает твой хозяин?». «Сочиняет очередное ауто, — важно ответил слуга. — Насколько я понимаю в искусстве, мой господин войдет в историю как неистощимый церковный сочинитель…»
Слуга Лопе де Вега оказался прав наполовину: его хозяин навсегда остался в мировой истории потому, что был гениальным драматургом, написавшем такие пьесы-жемчужины, как «Собака на сене», «Овечий источник», «Учитель танцев» и многие другие. Всего же он сочинил 2200 пьес светского и религиозного содержания. Из них 400 были ауто…
Что же это такое — загадочное ауто? Это род драматических представлений в одном действии на библейские и евангельские сюжеты.
Ауто возникли в XIV веке и особенно прижились в Испании и Португалии. Поначалу они были примитивными и исполнялись 3—4 актерами-любителями. Но в XVI—XVII веках ауто стали пышными зрелищами. Их ставили под открытым небом, на специально сооруженных подмостках. Их сопровождали массовые процессии-шествия. Мощь, красота, величие потрясали воображение участников и зрителей.
Церковь любила ауто: ни одно праздничное богослужение не обходились без этого «священного» театра. Но вот беда: исполнители бытовых ролей всё чаще и чаще шутили, всё больше народного юмора примешивалось к величественным драматическим представлениям. А там и сатира на духовные лица появилась. Но кому же приятно, когда в собственном доме над тобою смеются? Поэтому в 18 веке постановки ауто прекратились.