Мистерия — жанр западноевропейского средневекового религиозного театра XIV-XV веков. По сути в него входили преимущественно Библейские сюжеты, которые умело чередовали с интермедиями, комедийными или бытовыми эпизодами.
Как только в средневековом городе готовилась ярмарка, сразу же одновременно с ней создавалась очередная мистерия. Устроителями ее были городские власти — муниципалитеты и ремесленные цеха. Играли мистерии ремесленники. Они вносили в содержание живое начало: юмор, бытовые детали, жизненные наблюдения. И конечно, все эти дополнения противоречили основному, библейскому, сюжету той или иной мистерии. Так и повелось: мистерии представляли собой клубок противоречий. Кипение жизненной суеты сочеталось в них с торжественными, нравоучительными истинами священных писаний.
Мистерию знали и любили во всех средневековых городах, но особенно во Франции. В середине XV века Арнуль Гребан сочинил мистерию, которая может служить образцом этого жанра средневекового театра. Она называлась «Мистерия страстей Господних», и в ней было около 400 персонажей.
Также была очень популярна «Мистерия об осаде Орлеана». Французы обожали смотреть ее, переживать за ее героев, следить за сюжетом, потому что эта мистерия будила патриотические чувства, рассказывала о стойкости и мужестве горожан, сражавшихся с англичанами.
Мистерии создавались размашистыми мазками: уж если по сюжету шла сцена пытки, то ее играли так, как будто дело происходило в жизни. А если появлялись черти, то зрители хохотали до упаду: столько юмора, веселья было в этой сцене.
Ставили мистерии «управители игр». И каждый из них отвечал за свое дело — организационное, техническое, литературное, сценическое.
Существовали и специальные «мастера чудес»: они придумывали многочисленные театральные эффекты.
С конца XIII века появились «братства», показывавшие мистерии. Особенно было знаменито «Братство страстей Господних». С 1402 года у этого «Братства» было монопольное право постановки мистерий в Париже.
Мистерии исчезли из стран Западной Европы к середине XVI века. Погубило их всеобщее недовольство. Церковных деятелей не устраивали комедийные и бытовые моменты в представлениях, а прогрессивные деятели тех далеких времен не хотели видеть на сценических подмостках сюжеты из священных книг.
Мистерии исчезли, но они проложили путь профессиональному театру, помогли появиться на свет Божий таким жанрам средневекового театра, как моралите и фарс. Если умирает старое дерево, успевшее дать молодые побеги, то это не так грустно.