Литературные герои А.Дюма и действительные герои французской истории сопровождают путешественника по Парижу и заставляют на каждом шагу вспоминать события, о которых вы когда-то читали. Поэтому, попадая в Париж, создается впечатление, что узнаешь места с детства знакомого города.
Дворец королей
Здание Пале-Рояля (дворец королей) с колоннадой в саду – здесь жил не только всемогущий премьер-кардинал Ришелье, которому немало хлопот доставляли мушкетеры. В саду Пале-Рояля 11 июля 1789 года Камиль Демулен призвал парижан на борьбу за свободу, равенство и братство.
Он сорвал с дерева зеленый лист и прикрепил его к шляпе как знак надежды на победу. Окружающая его толпа сделала то же. Это было за три дня до взятия Бастилии.
Рядом знаменитый театр Французской комедии, где ставил свои пьесы и играл Мольер, и совсем невдалеке, на углу боковой улицы, памятник великому драматургу.
Лувр
Вдруг, звуки шагов гулко зазвучали под сводами темного здания. «Не здесь ли раздавалось цоканье копыт коня д’Артаньяна? Ведь это Лувр». Черное здание Лувра, опоясавшее с трех сторон площадь, протянулось вдоль Сены почти на километр.
Лувр – один из старейших королевских дворцов Парижа, к которому делали пристройки многие государи. В результате здание Лувра и дворец Тюильри соединились и замкнули громадную площадь. Но в 1871 году дворец Тюильри сгорел, и площадь слилась с садом, который был создан по плану знаменитого паркового архитектора Ленотра.
В настоящее время Лувр – крупнейший музей. Ценные произведения искусства и памятники истории культуры собраны в нем со всего мира. На 200.000 квадратных метрах площади размещено около 20.000 шедевров всех стран.
При входе – летящая на мраморных крыльях Самофракийская Ника, греческая богиня победы (IV век до н.э.). И то, что у богини не сохранилось головы, не мешает любоваться ее неудержимым движением вперед. Поворот по лестнице – и перед вами как живая Венера Милосская. В Лувре собраны великие произведения Леонардо да Винчи (Мона Лиза), полотна Рембрандта, Рубенса, Тициана и многих других гениев живописи.
Статуя Жанны д’Арк
Направо от Лувра блестит на солнце золоченая статуя Жанны д’Арк, народной героини Франции (1412 – 1431). Пятьсот лет живет память о крестьянской девушке, возглавившей борьбу за освобождение Франции и погибшей на костре. Ежегодно в Орлеане отмечается праздник Жанны д’Арк.
От Лувра открывается далекая перспектива – центральная линия Парижа. Небольшая Триумфальная арка на площади Карусели, где при Людовике XIV устраивали карусели, поставлена в честь побед Наполеона 1805 года. За площадью Тюильрийский сад с прямыми дорожками, широкими зелеными партерами и белыми статуями. За садом площадь Согласия, самая большая в Париже. В центре высится египетский обелиск из Лукора, дворца Рамзеса II. Обелиск покрыт 1600 иероглифами, повествующими о подвигах фараона. Рядом два фонтана с аллегорическими статуями морей и рек. Вокруг площади балюстрада со скульптурами главных городов Франции: Лилль, Страсбург, Бордо, Нант, Руан, Брест, Марсель и Лион. Елисейские поля тянутся на протяжении двух километров от площади Согласия. Вот, наконец, Триумфальная арка, высотой 50 метров. С одной стороны арки известный барельеф Рюда, на котором изображены добровольцы 1792 года во главе с женщиной, олицетворяющей революционную Францию. Этот барельеф называют Марсельезой.
Париж
Париж — это город красок. Как и настоящая палитра — это город в котором все часто смешивается, словно краски.
Рядом с монументальными замками и возвышенными дворцами соседствуют места революций и восстаний. Прямо в сердце исторических событий врывается и современность. Так, рядом с площадью Инвалидов музей величайшего скульптора Огюста Родена. Уютное здание XVIII века окружено садом за высокой стеной. В саду скульптуры – «Врата ада», созданные на мотивы «Божественной комедии» Данте; на песке у дорожки стоят «Граждане Кале».
В творчестве Родена сочетаются влияние Фидия и Микеланджело и в то же время присущая ему обобщенность образа – символизм. Его скульптуры радуют и красотой, и одухотворенностью мысли. «Рождение мысли» — выступающая из каменной глыбы женская голова. Совершенное по форме, живое трепетное тело и неотделанный камень, из которого оно как бы возникает, подчеркивая единство человека с природой. Два этажа музея на улице Варенн заполнены скульптурами из мрамора и бронзы.
Странно оказаться опять на шумных улицах Парижа. Перед глазами маячит ажурная железная башня, построенная инженером Эйфелем к Международной выставке 1900 года. Наверх ведут 1710 ступеней. Лифт поднимает сразу 100 человек. Одновременно с Эйфелевой башней под Парижем был прорыт и первый после Лондона метрополитен.
В Париже все время наталкиваешься на что-то очень знакомое то по историческим книгам, то по романам или книгам искусств. У бульвара Капуцинов театр Большой оперы. Построенный Гарнье, он особенно хорош внутри – красивый зал, отделанный вишневым бархатом с темной бронзой, и обширные величественные фойе. Вечером с балкона театра видна залитая огнями площадь и широкая улица Оперы, ведущая к Лувру.
Туда ведет почти вертикальная улица Фуатье с двести шестьдесят шестью ступенями. Сто двадцать девять метров над уровнем Сены. С лестницы перед церковью виден весь Париж. На небольшой площади холма всегда много художников, которые рисуют тут же на воздухе и продают свои картины. Когда-то на этом холме стоял храм Марса, но название Монмартр означает «Гора мучеников». Здесь в 250 году был обезглавлен вместе с двумя своими последователями первый епископ Парижа, насаждавший христианство.
Вновь пройти по знакомым улицам ночью – это остро почувствовать жизнь города, особенно в местах, где произошли наиболее яркие события.
Еще многое можно осмотреть. На темных площадях и узких улицах все время преследуют призраки, тени давно минувших времен. Говорят, душа Парижа открывается ночью.